Утрата, порча или недостача груза
Между ООО «Дилижанс Транс» (Клиент) и ИП Мошнин Александр Александрович (Перевозчик) 22.03.2023 г. заключена Заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом No 141986 (далее — Заявка).
В процессе перевозки в результате пожара груз был полностью утрачен, было установлено что причиной пожара стало заклинивание колодок ТС перевозчика во время перевозки.
Стоимость утраченного груза составила 350 000 рублей.
По данному факту в Наш адрес обратился Заказчик — ООО «ТЭК Арива» с претензией исх. No б/н с приложением договора купли-продажи, подтверждающих стоимость груза.
По смыслу статьи п. 1 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе аз случайное причинение вреда. Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.
Верховный суд, по вопросу привлечения к ответственности перевозчика, в п. 1Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017 и п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 No 26, далее - Постановление No 26, дает следующие разъяснения:
перевозчик несет ответственность за не сохранность груза независимо от наличия вины, и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие обстоятельств, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение
вреда. Такие обстоятельства, приведшие к повреждению (порче) или утрате груза, как дорожно-транспортное происшествие, пожар, вызванный экстренным торможением транспортного средства, на котором перевозился груз, похищение груза третьими лицами, не освобождают перевозчика от ответственности, поскольку он отвечает за сохранность вверенного ему груза и несет риск возникновения убытков, которые связаны с наступлением обстоятельств, не носящих внешний характер по отношению к его деятельности.
Согласно устойчивой сложившейся судебной практике (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2020 г. No Ф09-6709/20 по делу No A07- 25307/2019; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2020 г. No Ф06-66534/20 по делу No A12-36409/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2015 г. No Ф05-5686/15 по делу No A41-66627/2014), транспортировка груза без поддержания необходимого температурного режима не является объективно непредотвратимым обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности за его повреждение.
Перевозчик, являясь профессиональным участников рынка в области грузоперевозок, при наличии сведений о наименовании груза, подлежащего перевозки, должен знать физические свойства этого груза и имеет возможность уточнить температурный режим узаказчика до принятия груза кперевозке.
Неосуществление перевозчиком мероприятий, способствующих сохранности груза в
пути следования, является, по мнению судов, предпринимательским риском, влекущим наступление ответственности в виде возмещения убытков связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.
В соответствии с .п 3 ст. 796 ГК РФ, Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную аз перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа.
Согласно .п 61.. Заявки, что в случае выставления грузополучателем или грузоотправителем или заказчиком штрафных санкций в адрес КЛИЕНТА за повреждение груза ПЕРЕВОЗЧИК обязан в полном объеме возместить данные заявленные штрафные санкции.
ПЕРЕВОЗЧИК обязан в течение 10 (десяти) банк
Сумма разногласий
350 000